суббота, 19 ноября 2016 г.

Правильная сила и неправильная жёсткость

Есть жёсткие стили, есть мягкие. В зависимости от стиля будут варьироваться требования к технике. Наш стиль является мягким. Сравнивая его с жёсткими, силы в нём намного меньше. Тем не менее, она присутствует. Но между правильной «хорошей» силой и неправильной «плохой» жёсткостью есть разница. Внешне иногда они могут выглядеть схоже, и иногда случается путаница. В одном из предыдущих постов шла речь о защите суставов, и там мы говорили, что одной из распространённых ошибок начинающих является жёсткое выполнение болевых контролей. Это приводит к проблемам с суставами и связками, не является показателем технического мастерства, и скорее затормаживает рост, нежели способствует ему. Опишу, как это обычно выглядит. Чаще всего это имеет место в тайдзюцу, хотя случается и при работе с оружием, и этого я тоже коснусь.

Итак, ошибочная, «плохая» жёсткость в тайдзюцу. Иногда жёсткость бывает обоюдная, и у нагэ, и у укэ. Иногда только у одного из партнёров. Приведу пример такой жёсткости. Укэ атакует, нагэ жёстко вцепляется в руку укэ, начинает силой пытаться его завалить, поднимает и напрягает плечи, и единственное, что его интересует, это как повалить укэ. Повалив, он резко и сильно делает болевой контроль. Чаще всего поменявшись ролями, жёсткий партнёр напрягается и ожидает, что его сейчас тоже будут «заламывать». Если второй партнёр тоже ввязывается в борьбу, то отработка техники превращается в нечто, напоминающее борцовский спарринг. Если партнёр работает над техникой, то «борец» находится в недоумении и считает, что приём не отрабатывается.

Иногда бывает так, что человек достаточно технично и правильно работает над техникой в роли нагэ, но когда начинает работать в роли укэ, напрягается, закрепощается и не даёт отрабатывать приём или даёт отрабатывать его весьма условно. Это может происходить по разным причинам. Иногда люди недооценивают технику укэми, и просто не вкладываются в то, чтобы понять укэми и правильно их работать. Правильные укэми достаточно энергоёмкие, и люди, не считающие это важным, над ними не работают. Они осознанно избегают этой сложной работы. Иногда бывает так, что делать укэми правильно человеку не позволяет недостаток физической формы. Тогда он может избегать укэми неосознанно.

Как жёсткость проявляется в кэндзюцу? Если говорить о ситати, то это проявляется в нанесении реальных ударов партнёру, хотя на начальном и на среднем этапе обучения их, в принципе, быть не должно. В основном, все мощные удары в кэндзюцу приходятся в меч партнёра, а если удар меча приходится на тело, то такой удар только обозначается, но не наносится. В некоторых случаях может происходить касание, давление, лёгкий тычок, отталкивание, если ситати хорошо контролирует дистанцию и своё движение. В лёгкий контакт меча с телом оба партнёра могут позволить себе работать, если они оба обладают опытом, чтобы на всё это адекватно среагировать. Со стороны утитати проявления жёсткости схожие, тоже может отсутствовать контроль собственных движений, нанесение или попытка нанесения ударов партнёру. А также иногда может отсутствовать реакция на обозначение ударов со стороны партнёра, т.е. укэ не реагирует на обозначение удара, а реагирует только на его нанесение.

В остальных видах длинного оружия проявления жёсткости схожи с кэндзюцу.

А как проявляется «хорошая», правильная сила, и чем она отличается от неправильной жёсткости? Хорошая, правильная сила в технике необходима. Но задумываться о необходимости использовать силу, на мой взгляд, имеет смысл примерно в середине-конце технического сёдана или с нидана. Если человек на уровне кю, то ему, скорее всего, не хватит опыта и базы понять и реализовать правильную силу, и вместо правильной силы будет неправильная жёсткость. Если техника слабая, то жёсткость только ухудшит слабую технику. Переходить к мысли о том, что сила - это не всегда плохо, есть смысл тогда, когда у вас уже есть хорошая чистая техника и достаточный опыт. Правильная сила выглядит у разных людей по-разному, потому что она отображает энергетику людей, а энергетика у всех разная. Иногда для этого используется слово «дзицурёку» 実力, которое характеризует настоящую, реалистичную, «работающую» технику, не имитацию и не муляж.

Правильная сила в тайдзюцу у нагэ будет проявляться в реалистичности техники. Если в технике присутствует контроль укэ (а в любой технике он присутствует), то это должно быть видно со стороны и ощущаться укэ при выполнении техники.

У укэ в тайдзюцу правильная сила сможет проявиться только после овладения в совершенстве чистой техникой парных укэми. Когда укэ полностью овладел техникой укэми, то он  может перейти к работе над реалистичностью укэми. А если техника укэми недостаточная, то правильной силы у укэ не будет, а вместо реалистичности будет жёсткость.

В кэндзюцу правильная сила и/или дзицурёку будет проявляться в реалистичности техники, понимании оружия, понимании сути и содержания работы с оружием.

Дзицурёку также будет проявляться в киай. Отсутствие киай или слабый киай будет говорить о недостатке правильной силы и/или слабой энергетике. Киай можно и нужно культивировать и развивать.

Бывает так, что человек обладает правильной силой только частично или в каком-то одном из разделов. Нужно стремиться к тому, чтобы правильная сила и/или дзицурёку присутствовала в будо везде и всегда.

Как ещё отличить правильную силу от неправильной жёсткости. Правильная сила смотрится как природная сила и мощь и выглядит гармонично и красиво. Такая сила является неотъемлемой частью мастерства. И желание её добиться является неотъемлемой частью стремления к мастерству. Такая сила проявляется тогда, когда человек преодолевает свои слабости, становится сильным и может проявить и показать возможности человеческого тела и духа. Когда сильные духом и телом люди встречаются и хотят показать силу и красоту будо. Когда стремятся приблизиться к идеалам, которые существуют в будо, и когда хотят показать силу и красоту честного поединка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий